Дети рожденные вне брака православие. Какие права имеет ребенок, рожденный вне брака. Как решается вопрос фамилии

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

В первом послании к Коринфянам апостол Павел советовал супругам воздерживаться от брачного общения во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте» (1 Кор. 7. 5). В церковных канонических правилах установлено воздерживаться в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера предыдущего дня), потому что в эти дни духовная жизнь приносится (во всяком случае, должна приноситься) Господу.
От невоздержания родителей (особенно во время Великого поста!) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Собр. Писем к мирским особам; Письмо 105).
Нарушения духовных и физиологических законов, касающихся супружеской жизни (например, невоздержание в период месячных, беременности), несут за собой наказания самих нарушителей и оказывают плохое действие на их потомство.
Но более страшную участь готовят себе и своим детям прелюбодеи и блудники. Многие знают, что за грехи родителей расплачиваются их дети до четвертого поколения (Чис.14. 18; Исх. 34. 7). Вот как Писание показывает судьбу детей грешников: «Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми (не на своих ли детей мы сетуем, что они связались «с улицей» и стали шастать по подвалам?). Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие (и дети это чувствуют подсознательно). Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится» (Сир. 41. 8-14).
Сейчас много говорят о наркомании. И, вероятно, никогда уже не перестанут говорить, также как и не найдут её социальных причин и методов лечения. Ибо причины и лечение – в духовной жизни людей. Наркологическая статистика выявила очевидную закономерность: наркоманами становятся дети, родители которых:

1. Делали аборты.
2. Участвовали в разрушении церквей и монастырей.
3. Поражены пороками блуда и содомии.
4. Будучи педагогами, воспитывали детей в атеизме.
5. Будучи медработниками, делали аборты и применяли методы против деторождения.
6. Будучи работниками СМИ, проводили пропаганду против деторождения.
7. Не любили своих детей.
8. Пьют, воруют.

Но из всех грехов, тяжелее ложащихся «родовым проклятием» на потомков, является грех блудодеяния: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3. 16-19). И далее Соломон объясняет почему: «Ибо дети, рождённые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4. 6).
«Дом блудницы ведёт к смерти, и стези её – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2. 18-19). Святые отцы определили грех блуда третьим по тяжести после человекоубийства и отречения от Христа. Причём человека, совершившего блуд, они назвали не просто согрешившим, а совершившим падение. Вот как показывает это различение Илия Критский: «Кто каким путём совратился, тем опять и возвращается. Например, если кто руками похищал собственность ближнего, то руками может своё имение раздать нищим. Также бывает и в других согрешениях. Но согрешивший против целомудрия возвращается не тем путем, которым пал, но другим, то есть плачем, постом и стенанием. Посему грех блудный и называется собственно падением» (Лествица, с.134 М., Сретенский монастырь, 2002).
Не будем забывать, что и помыслы блудные есть грех (Мф. 5. 27-28). Так преподобный Евфимий Великий заметил блудного беса в одном из братьев лавры и запретил ему именем Господа. Брат тотчас упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда подошла к этому месту братия, преподобный сказал им: – Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же, ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что если кто и не прикасается к чужому телу, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им. А теперь помолимся о нашем брате…
Преподобный авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» показывает, почему блуд является тяжёлым грехом: преподобный Илларион изгнал из одной девицы беса и спросил этого беса почему он не возвратился к тому юноше, который колдовством послал его в эту девицу. И бес ответил: – В этом юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. А как известно из учения святых отцов, слабые бесы замещаются в человеке более сильными.
Почему же Господь так жестоко наказывает за этот грех? Ответ даёт пророк Осия: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали… Господу они изменили, потому что родили чужих детей» (Ос. 5. 7). Так же сурово Бог наказывает и отцов, которые «предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили… А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их, ибо горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9. 10-12).
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6. 15-16).
Иногда я слышу: – Вот ведь Бог какой немилосердный,.. почему же Он нас не простит? Но неужели не виден в таком «мнении» просто неприкрытый эгоизм, огромное себялюбие, а не боголюбие? На что я отвечаю: – а что вы сделали для того, чтобы Бог не удалился от вас?
И не по причине ли умножившегося в последние годы блудодеяния так резко возросло число детей олигофренов и просто бесталанных? Полагаю, что данная тема ещё ждет своего исследования, но по собственным жизненным наблюдениям могу отметить ту закономерность, что в так называемых «гражданских браках» и у матерей, которые детей «нагуляли», дети имеют трудную и печальную судьбу.
Повсеместно растёт число внебрачных детей. В Пермской области в 2002 году таких малышей – 46 процентов от общего числа новорождённых [Деловое Прикамье, 1.04.2003], в 2005 году только матерей-одиночек было 20 процентов от общего числа семей, плюс 18 процентов семей по установленному отцовству.
Препятствующих женитьбе без веских на то оснований, слово Божие поставляет в число людей особенно грешных (1 Тим. 4. 3). Холостая жизнь будет особо распространена перед кончиной мира, из чего уже видно демонское к этому старание.
Может, сделаем правильные выводы для себя и для тех, кто нам дорог, чтобы не случилось так, что Бог сбережёт для детей наших – несчастья наши? (Иов. 21. 19). А исполнились бы слова мудрого Соломона: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17. 6).

Крещение – это начало духовного пути, вход в общество верующих. Этот обряд означает готовность идти за Христом и следовать учениям Евангелие. Церковь всех детей, чьи родители согласились на проведение таинства и обратились в храм.

Почему священнослужитель может отказаться крестить ребенка, рожденного вне брака?

В некоторых церквях священнослужители отказываются крестить детей, рожденных вне брака. Они объясняют это тем, что рождение вне брака – грех, . Однако официально церковь не имеет права отказывать в таинстве крещения, ведь перед Богом все равны.

Священнослужитель Василий Юнак также не дает конкретного ответа на этот вопрос, но рассказывает, почему в некоторых церквях священнослужители отказываются крестить детей, рожденных вне брака. Бог и Церковь одинаково видят все события, но если Господь чувствует сердцем и понимает истинные смысл, то люди опираются на внешние факторы. Рождение вне брака – это грех, церковь не может попустительски к этому относиться. Даже если священнослужитель готов , он должен осудить проступок.

Если священник отказался совершать таинство, Господь примет ребенка, ведь младенец не должен отвечать за поступки своих родителей. Повзрослев, он сам примет решение о крещении. Нужно ли обращать внимание на людей, которые осуждают рождение детей вне брака, и слушать священников, отказывающих в таинстве? Это можете решить только вы.

Что делать, если церковь отказалась крестить ребенка?

Если в одной церкви вам отказали в крещении ребенка, это не , что все священнослужители против проведения таинства с детьми, рожденными вне брака. Если батюшка не соглашается крестить, обратитесь в другой храм. Некоторые матери в таких случаях не решаются на крещение в младенческом возрасте, дают возможность ребенку совершить таинство после совершеннолетия.

«У Бога угодны все» - так отвечают многие священнослужители. Именно поэтому большинство из них редко интересуются, рожден ребенок в браке или нет, с помощью ЭКО или суррогатной матери. Если дитя родилось, значит, такова воля Божья. Может ли церковь отказать в крещении ребенка, рожденного вне брака? Да, но это в большей степени зависит от мнения батюшки. Если в одном приходе отказали, то во втором могут даже не заинтересоваться, рожден ли ребенок в официальном браке.


Неофициальный брак (в народе его именуют гражданским браком), - это семейные отношения без штампа в паспорте, часто его еще называют домом без крыши.
Но приверженцы свободных отношений в защиту гражданского брака выставляют множество аргументов:
- Не может стоять даже искусно вырезанная печать выше человеческих чувств.
- Государственная регистрация никаким образом не влияет на отношения.
- Разводятся даже те, кто в церкви обвенчаны и в Загсе зарегистрированы.
В основном на защите гражданского брака стоят мужчины. Если женщины и говорят об этом, то тут, конечно не без лукавства. В сердце и мыслях каждой женщины таится желание оформить, узаконить свои отношения с любимым мужчиной. Роль сожительницы для них созвучна с горьким подтекстом «разврат», а роль жены на подсознании воспринимается, как защищённое материнство.
Объясняясь женщине в любви, 35-летний мужчина одновременно предупреждает её о том, что не намерен с ней оформлять отношения в Загсе. Он не намерен штамп в паспорте ставить, считая, что государственный бюрократизм унижает чувства людей, которые любят друг друга.
Девушка слегка краснеет, отводит глаза в сторону и неуверенно говорит:
- Да, милый, ты прав. Как будут развиваться наши отношения, зависит только от нас.
Но в этот момент в её душу плеснула волна грусти и пошатнула что-то внутри. Не так уютно ей стало в объятиях любимого. Холод отчуждения пробежал между ними.
Девушка задумалась:
- Даже объясняясь в любви, мой мужчина думает о том, как сохранить личную свободу в наших отношениях. Если в 35 лет он не готов взять ответственность за создание семьи, он никогда не сможет стать для меня хорошим мужем, а для наших детей хорошим отцом.
Вслух она сказала:
- А если у нас родится ребёнок, мы тоже не будем регистрировать его дату рождения, имя? Зачем нам эта бумажка? Мы же и так будем знать, как его зовут? Ответь мне честно: не унижая себя бюрократизмом, ты и дальше никаких следов отцовства на канцелярских документах не будешь оставлять?
В ответ наступило рассеянное молчание. Главная причина нежелания создавать традиционную семью была расшифрована. Философствовать дальше было бесполезно.
Девушка приняла мудрое решение: она прекратила отношения, поняв, что для её друга-эгоиста она не есть жизненная ценность, а лишь комфортный источник удовольствия и утех.
Так, к сожалению, поступают сегодня немногие. Большинство женщин и девушек готовы годами пребывать в подвешенном состоянии в надежде когда-нибудь из статуса подруги-любовницы перейти в статус жены и матери. Но когда инстинкт отцовства в любимом созреет, трудно предугадать. Желание свободы и семейные узы всегда плохо сочетались.
В гражданском браке нервная система и психика женщины постоянны возбуждены. Слишком туманное будущее, страх и тревога перед завтрашним днём угнетают её.
А тут ещё неожиданная беременность. У будущего папы глаза восторгом не блестят. Чаще всего мужчина не предлагает регистрировать отношения именно по той причине, что не берет на себя ответственность за рождение и воспитание детей. Перспектива рождения ребенка для него нежелательна, поэтому он предлагает делать аборт. И наступает момент, озвученный в песне: «Сладки ягоды рвали вместе. Горьки ягоды я одна».
Женщина, которая убивает ребенка ради мужчины, потом, как правило, никогда не обретает счастья в таком браке, даже если он заключается официально. Потому что наступает момент рождения общего ребенка, а дети, рожденные после аборта, бывают проблемные. Они несут на себе печать этой травмы.
Стрессовые часы, когда беременная женщина метается в агонии выбора – убить или помиловать растущую в ней новую жизнь, ребёночек в ней запоминает на всю оставшуюся жизнь. Нежеланные дети носят на себе печать страха перед смертью сызмальства. Они чаще всего не умеют радоваться жизни и отпугивают от себя других людей своей неуверенностью и унынием.
Если женщина, вопреки желанию сожителя, рожает ребёнка, чаще всего она растит его сама. Материальные и моральные проблемы, которые она может испытывать, ничто по сравнению с проблемами-шрамами на судьбе её сына или дочери.
Мальчики, вырастая без отцов, превращаются в инфантильных, не приспособленных к жизни людей. У них очень много женских энергий. Мать, пытаясь найти замену любимому мужчине, полностью растворяется в них.
Девочка, выросшая в семье без отца, навсегда приобретает комплекс неполноценности. Мама, вольно или невольно, прививает ей свою (скажем мягко) недоброжелательность к конкретному мужчине и к мужчинам вообще. Ей, в дальнейшем, будет нелегко в общении с мужчинами.
Дочери необходимо именно от отца получить признание своей значимости как женщины, которое происходит благодаря высокой самооценке девочки. Отец, который поддерживает ее в поступках и решениях, а также восхищается способностями и внешностью, закладывает те основы, благодаря которым девочка в будущем станет полноценной женщиной.
Девочки больше страдают из-за отсутствия отца в подростковом возрасте. Ведь задача отца - поощрять самостоятельность дочери, помогать ей стать более ответственной.
По статистике, сегодня каждый пятый ребенок рождается вне брака (зарегистрированного), причем этот показатель еще десять лет назад был в два раза меньше. Есть над чем задуматься.
Забожко Лидия