Старший школьный возраст и его особенности. Старший школьный возраст: основные характеристики. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .

Особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте. Социально-психологические условия формирования личности, психологические основы формирования общественной направленности. Формирование и развитие морали. Становление мировоззрения. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации. Нравственное самоопределение. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии и готовность старшего школьника к профессиональному самоопределению.

Психология юношеского возраста

Характеристика социальной ситуации развития юношеского возраста. Основные характеристики развития познавательной сферы старшеклассников.

Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытается при­общиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зави­сящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – счита­ют третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Переходный период. 15 (или 14-16) лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального са­моопределения, хотя и первоначального.

Далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профес­сию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения, волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с VIII классом вызвано, главным обра­зом, особым положением выпускного класса, предстоящими впе­реди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у де­вочек, и у мальчиков.

В переходный период притупляется острота восприятия сверст­ников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.



Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной.

Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми.

Девятиклассники, поглощенные вопросами профессионального самоопределения, нейтрально, без особого интереса упоминают семейные роли: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Эта сторона жизни отступает у них на второй план.

Условия развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко­вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб­ности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда – внутрен­ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. На­оборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви­гаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относи­тельно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав­торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более по­верхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще счита­ется, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто про­шел через них, обычно в большей мере независимы, творчески от­носятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, – по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо­дил в это время легко.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в пере­ходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подростко­вого возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно вос­станавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам за­трудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, испове­дальным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появле­нии любви. Юношеская любовь предполагает большую степень ин­тимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные сто­роны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Личность старшеклассника. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрос­лую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможно­стях.

В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориен­тируется на собственные взгляды, убеждения, которые формиру­ются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о ми­ре, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Еще один момент, связанный с самоопределением, – измене­ние учебной мотивации, пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без до­статочной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сде­лать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому са­мооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшекласс­ник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Социальная ситуация развития. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути как задача первостепенной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, создавая у них своевременную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Они оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, следовательно, старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего.

Ведущая деятельность. Ведущая деятельность учебно-профессиональная (профессиональное самоопределение). У старшеклассников устанавливается довольно прочная связь между профессиональным и учебным интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников – выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.

Характеристика психического развития. Старшеклассники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается особенность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.

Отмечается сформированность теоретического или сложно-логического мышления. Интеллектуализация всех познавательных процессов.

Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, появление исследовательского отношения к предмету. Они любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Личностное развитие. В этот период необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоутверждении, как профессиональное так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как числа общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывал с ними "целевую" регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Характеристика общения и межличностных отношений. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы они обсуждают и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение является интимно-личностное, доверительное, исповедальное.

Старший школьный возраст или ранняя юность охватывает возрастной период с 15 до 17 лет. Именно на него приходится окончание полового созревания человека, интенсивные умственные нагрузки и выбор дальнейшего жизненного пути.

В старшем школьном возрасте большинство девушек и юношей начинают более осознанно относиться к учёбе. Старшеклассников в этот возрастной период можно условно разделить на 2 основные группы: те, кто начинает интенсивно изучать один или несколько предметов, которые им в дальнейшем понадобятся для поступления в вуз и те, кто учится равномерно, не показывая своего предпочтения перед какой-либо одной наукой. Такое разное отношение к учебному процессу можно объяснить мотивацией школьников старших классов. Если ученик уже точно знает, куда будет поступать после школы и какую профессию выберет, он всё своё свободное время тратит на изучение наук, которые ему понадобятся в будущем. Такие старшеклассники дополнительно занимаются с репетиторами, посещают лекции, записываются на специализированные курсы. Если же ученик старших классов всё ещё находится в раздумье по поводу выбора своего дальнейшего пути, он не стремится углублённо изучать какой-либо предмет и распределяет свои интересы равномерно.

Если учащийся средних классов может позволить себе помечтать и представить себя представителем любой профессии, тогда старшеклассник уже чётко осознаёт свои способности и наклонности, отдаёт себе отчёт по поводу состояния своего здоровья, а также учитывает материальное положение родителей, ведь достойное образование можно получить сегодня только за хорошие деньги. Эти объективные факторы он берёт во внимание при выборе своей будущей специальности. Часто на профессиональную ориентацию школьника огромное влияние имеют его родители, которые берут на себя ответственность за выбор его будущей профессии. Игнорирование взрослыми профессиональных интересов сына или дочери нередко приводит к непониманию между поколениями.

Перечисляя психологические особенности старшего школьного возраста, нельзя не упомянуть о становлении собственного мировоззрения юношей и девушек, на которое значительное действие оказывает как учебная деятельность, так и окружающее общество. На формирование их личности влияют исторические деятели, герои прочитанных книг. У учеников старших классов уже сложилось теоретическое и логическое мышление, сформирована самостоятельность, приближается период социальной зрелости. Но старшеклассник всё ещё стремится отвечать ожиданиям своих друзей, поэтому всячески старается следить за своим внешним видом и поведением. Для него очень важно то, что думают о нём окружающие. Любое несоответствие надеждам товарищей, родителей и учителей способно вызвать у старшеклассника неуверенность в собственных силах и даже депрессию.

Особенности старших школьников очень явно проявляются в их эмоциональной сфере. Им свойственна излишняя чувствительность и ранимость, повышенные требования к своему внешнему виду и способностям. Однако к моменту окончания школы старшеклассники умеют хорошо скрывать собственные эмоции, они способны к более серьёзным и глубоким чувствам. В этот период у школьников отлично проявляются коммуникабельные способности, стремление к самоконтролю, уравновешенность.

Многие старшие школьники, возраст которых уже вполне соответствует взрослому, продолжают находиться в зависимости от учителей и родителей, что способно спровоцировать серьёзные межличностные конфликты. Достигший физической и интеллектуальной зрелости старшеклассник продолжает по-прежнему пребывать на материальном содержании у родителей. Его права строго ограничены, проявление какой-либо инициативы пресекается школьными и домашними порядками, а деятельность контролируется. По сути, он продолжает оставаться тем же ребёнком, что и ученик средних классов. Такое затягивание детства нередко выливается в трудности во взаимопонимании со старшим поколением. В результате такой позиции у школьника возникает пассивность, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушное отношение к учёбе, потребительство, жестокость. Чтобы этого избежать, родителям и педагогам следует давать возможность старшекласснику проявлять инициативу и всячески поддерживать их начинания.

Период старшего школьного возраста можно охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Это 15-18лет. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам. Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Преобладающее значе­ние в познавательной деятельностизанимает абстрактное мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Для личности обретает ценность система определенно ориентированных поступков, возрастает значимость функции самоконтроля, которая срабатывает в различных по типу проблемных ситуациях. Юноша несет ответственность не за отдельный поступок, а за систему нравственно-мировоззренческих ориентаций. К юношескому возрасту в общих чертах складывается интеллектуально-практический инструментарий, необходимый для овладения сложными мировоззренческими понятиями. Ранний юношеский возраст - переломный для формирования целостного мировоззрения. В юношеском возрасте в основном завершается становление личности, стержневым элементом которой является мировоззренческая устойчивость. Завершение становления личности не предполагает законченности процесса, а знаменует собой некоторый итог лишь одного этапа развития личности, ограниченного школьным возрастом. Мышление старшеклассника становится интимно-личностным.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Старшеклассник вырабатывает осознанные моральные принципы, которые имеют мировоззренческую основу. Именно в юношеском возрасте начинается переход от конвенциональной (принятой) морали к автономной. Нравственные убеждения приобретают характер относительно завершенных и устойчивых системных образований, входящих в качестве важного компонента в мировоззрение личности. В этом же возрасте происходит образование личностно значимых принципов поведения. Эмоционально-нравственные отношения, выступая компонентом убеждений, согласуются с усвоенными ценностными ориентациями, с приобретенным старшеклассниками опытом сознательного самоуправления нравственным поведением. Проявление стабильных эмоционально-нравственных отношений свидетельствует о значимости для старшеклассников нравственных принципов, обих внутренней присвоенности.


В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений.Как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, т.к. хорошо осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.

Но появляется другой феномен. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет ус­тойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хо­рошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предме­тов естественного цикла: математики, физики, экономики, инфор­матики. В этом сказывается понимание их роли и значения в науч­но-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старше­классники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных пред­метов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных ин­тересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсут­ствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной по­мощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глу­боким теоретическим обобщениям стимулируют работу старше­классников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художествен­ных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказыва­ний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять науч­ные термины, иностранные слова и т. д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспита­нию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении ре­чевых дефектов.

К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. У старшеклассников уже довольно хорошо развернуто абстрактное мышление. В этом возрасте формируется «индивидуальный стиль деятельности», который, по определению Е.А. Климова, является индивидуально-своеобразной системой психических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в уравновешивании своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Особую роль в старшем школьном возрасте играет отношение к своим способностям. Последние активно сопоставляются с требованиями выбираемой профессии. Но, чтобы действительно выявить наличие тех или иных способностей у старшеклассников, необходимо предварительно выделить сферу преимущественных интересов, т.к. способности реализуются именно там. Об этом следует помнить воспитателям, учителям, родителям и психологам.

Меняется в этом возрасте и роль учителя: он выступает уже скорее как консультант по предмету.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизнен­ным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школь­ное обучение так или иначе делает для них более привычным умст­венный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечта­ют связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общест­венные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складыва­ется ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования. Это отрицатель­но сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в фор­мировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий ха­рактер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляет­ся и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что пос­ледние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследст­вие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отста­вание их общего социального развития и некоторую инфантиль­ность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потреб­ностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление ука­занных недочетов обусловливает необходимость расширения обще­ственно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сис­тематическому труду как в школе, так и дома.

Особенностью воспитания в этот период «бури и натиска» является учет изменений: эмоциональный фон юности более сглажен в сравнении с подростковым периодом, наблюдается заметное улучшение коммуникации и снижение уровня тревожности. Это период, когда существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание. Ощущение собственной неповторимости сопровождается повышенным вниманием к своей внешности, и поэтому имеет место постоянное сравнение себя с другими. Новое открытие своего внутреннего мира переживается вместе с чувством «бездны одиночества» («Меня никто не понимает»). Размышления о себе происходят всюду. Формирование мировоззрения происходит на фоне высокого уровня критичности к самому себе и к другим. Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям.

Среди основных противоречий возраста можно выделить следующие:

1. Стремление к воле и самовоспитанию сочетается с полным игнорированием конкретных приемов по самовоспитанию волевых качеств, рекомендуемых взрослыми.

2. Чуткость к оценке себя другими маскируется внешним безразличием.

3. Стремление к идеалу «в большом» сочетается с совершенной беспринципностью «в малом» .

4. Желание и стремление казаться выдержанным и взрослым сталкивается с ребячьей непосредственностью в речи и поведении.

Э. Шпрангер (1924) условно выделил три типа юности:

1. Резкие, бурные изменения, наличие внешних и внутренних конфликтов.

2. Плавное усвоение норм и ценностей без заметных изменений в личности подростка.

3. Быстрая психологическая перестройка личности и формирование собственного будущего.

Э. Эриксон (1968) считает центральным психологическим процессом юности формирование личной идентичности, т.е. чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Кризис идентичности состоит из серии личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Эриксон указывает, что в случае, когда не формируется личная идентичность, то возможно возникновение неадекватной идентичности, которая проявляется в:

Уходе от психологической интимности: избегании тесных межличностных отношений;

- «размывании» чувства времени, неспособности строить жизненные планы, в страхе взросления и перемен;

Неумении реализовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности, распылении продуктивных творческих способностей;

Формирование «негативной идентичности» выражается и в отказе от самоопределения и выборе отрицательных образцов для подражания.

Джейм Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения:

« Неопределенная, размытая идентичность» - индивид не выработал четких убеждений, не столкнулся с кризисом идентичности.

«Досрочная, преждевременная идентичность» - индивид включился в соответствующую систему отношений, но не самостоятельно, не в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений и следуя чужому примеру.

«Мораторий» - индивид в процессе нормативного кризиса самоопределения выбрал из многих вариантов тот единственный, который и может считать своим.

«Зрелая идентичность»- кризис завершен, индивид перешел от поисков себя к самореализации.

Как правило, «Я» юноши - это сумма каких-то идентификаций с другими людьми. В связи с активным развитием самосознания юношеству доступно более широкое и глубокое понимание других людей. Образно говоря, в этот период ребенок окончательно «входит во взрослый мир» со всеми его достоинствами и недостатками. Поэтому очень остро, подчас, встает вопрос о взаимоотношениях уже взрослых детей с родителями, которые не могут принять взрослость и самостоятельность своего чада, которому они отдали столько сил и лет жизни и которого до сих пор считают ребенком.

Современной юности не свойственны ни детская наивность, ни всеотрицающий негативизм, как это было несколько лет назад. Современной молодежи присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь и гораздо большая независимость и самостоятельность. Хотя надо иметь ввиду, что далеко не все дети способны в старшем школьном возрасте быть очень разумными, практичными и самостоятельными. Здесь уже вмешиваются факторы индивидуально-психологического порядка и семейного благополучия.

Каждый старшеклассник представляет собой противоречивое единство детскости и взрослости, и от воспитателя зависит, какую грань он предпочтет высветить, на какое начало - детское или взрослое - опереться. Многие учителя и родители чаще апеллиру­ют к детскому началу в подростках, уповая главным образом на зависимость и послушание. Такая установка бессознательно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощнее и инфантильнее кажутся дети, тем значительнее и нужнее выглядят в своих соб­ственных глазах учителя и родители. Но установка эта ложная и вредная. Как подчеркивал Л. С. Выготский, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». У постоянно опекаемого человека вырабатывается привычка к пассивной зависимости или бессмысленный, анархи­ческий негативизм. То, что кажется некоторым педагогам инфан­тильностью, фактически представляет собой уже сформировав­шуюся иждивенческую, потребительскую установку.

По отношению ко времени, все устремления и надежды связаны с будущим. Возникает в этом возрасте и идея необратимости времени. Вместе с тем для ранней юности характерна идея физического бессмертия и абсолютная уверенность в благосклонности судьбы. Этот феномен, в частности, проявляется в опасных, угрожающих жизни и здоровью поступках молодых людей. Идет своеобразная «игра со смертью», «проверка судьбы» в полной уверенности, что все обойдется и сойдет с рук.

Поэтому воспитателям, учителям, родителям необходимо помнить о всех закономерностях, феноменах и «подводных камнях» данного возраста, быть очень внимательными и осторожными в своих высказываниях и действиях. Юность необычайно впечатлительна и ранима. Примеров тому, в том числе и крайне трагических, мы можем найти немало.

Заключение

Школьный период - это «этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности». Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с обучающимися на разных этапах возрастного развития в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Сложность каждого возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной курсовой работы.

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,2004 с.301-311

2. Н.Ф.Голованова. Общая педагогика. М,2005, с.320

3. Дусавицкий А.К.Развитие личности в учебной деятельности.М: Дом педагогики, 1996, с.208

4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987, с. 171

5. КонИ.С.Психология старшеклассника. М. , 1980,с.192

6.В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.-352 с

7. Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2005, с.11

8."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение,1983

9.Подласый И.П. Педагогика начальной школы, учебник 2008, 474 с.

10.Психология обучения и воспитания: учеб.пособие / М. И. Розенова. - Москва:Эксмо, 2004. С.173

11.Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с

Список использованной литературы:

1. Н.Ф.Голованова,Общая педагогика, М,2005, 320 с

2."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение,1983

3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /под

ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,2004. С.301-311

4. Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2002. С. 11.

5. Дусавицкий А.К., «Развитие личности в учебной деятельности», М.: Дом педагогики, 1996, 208 с.

7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы, учебник 2008, 474 с.

8. М.И. Розенов Педагогическая психология. М.,МГУП, 2003.

9.КонИ.С.Психология старшеклассника. М. , 1980,с.192

10. В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.-352 с

11. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987, с. 171

12. Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст соотносится в периодизации развития личности с периодом ранней юности. Относительно временных рамок юношеского возраста возникает множество проблем. Наиболее часто исследователи определяют раннюю юность временными рамками от 14 - 15 до 18 лет, а позднюю юность - от 18 до 23 лет.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

В старшем школьном возрасте продолжается усиленное развитие логического мышления . В этом возрасте дети проявляют большую способность к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они усваивают большое количество научных понятий и учатся использовать их в решении различного рода задач.

Старший школьный возраст характеризуется также бурным развитием абстрактно-логического мышления. В результате этого у юношей и девушек появляется потребность в обсуждении на уроках тем, отвлеченных от учебного материала. Однако, взгляды старшеклассников на нравственные, философские, политические проблемы и подходы к их решению еще не достаточно систематизированы. А.А. Реан отмечает, что «у многих детей старшего школьного возраста интерес к рассуждениям об абстрактных понятиях превышает интерес к учебному материалу, что существенно снижает мотивацию к учебной деятельности».

Восприятие в старшем школьном возрасте представляет собой сложный интеллектуальный процесс. Его произвольная форма по частоте проявления отходит на второй план, уступая место произвольному восприятию. Следует отметить, что восприятие в юношеском возрасте сводится не только к намеренному наблюдению за объектами окружающей действительности, но и направлено на свойства собственной личности, на свои действия, переживания, мысли и формы поведения.

Процесс развития внимания в старшем школьном возрасте имеет двойственный характер. С одной стороны, все свойства внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение) достигают в юношеском возрасте высокой степени развития. С другой стороны, внимание старших школьников находится в большой зависимости от их интересов, что нередко приводит к развитой в меньшей степени способности юношей и девушек концентрировать свое внимание на учебном материале.

Такие свойства памяти , как произвольность и производительность в юношеском возрасте достигают очень высокого развития. Совершенствуется развитие логической памяти. Кроме того, наблюдается существенный рост производительности процесса запоминания абстрактного материала. В старшем школьном возрасте дети осознают, что они могут управлять своей памятью, поэтому способны вырабатывать собственные способы и приемы запоминания необходимой информации.

Старший школьный возраст является главным периодом в жизни человека для развития у него творческих способностей . Дело в том, что в юношеском возрасте воображение человека характеризуется уже большей продуктивностью, чем воображение детей подросткового возраста.

Однако следует отметить, что свойства личности, лежащие в основе развития ее творческих способностей, у детей старшего школьного возраста могут существенно различаться. Например, у старшеклассников, занимающихся научным творчеством, больше всего развиты интеллектуальные способности, в частности способность к абстрактно-логическому мышлению. У старшеклассников, занимающихся художественными видами творчества, в большей степени развито образное мышление.

Следует заметить, что чаще всего творческие способности детей старшего школьного возраста проявляются вне школы. Кроме того, успешность развития творческих способностей у юношей и девушек во многом зависит от условий воспитания и от роли в нем семьи и школы.

В юношеском возрасте происходит особенно важный процесс в когнитивной сфере развитии личности человека - формирование индивидуального стиля умственной деятельности . Е.А. Климов дает следующее определение индивидуальному стилю деятельности: «это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности».

Многие психологи считают, что индивидуальный стиль умственной деятельности зависит от типа нервной системы старшеклассника. Инертный тип нервной системы предопределяет более худшее усвоение учебного материала в условиях перегруженности. Хорошая успеваемость по учебным предметам в таких условиях характеризует учеников с подвижной нервной системой.

Однако, недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Например, юноши и девушки, обладающие нервной системой инертного типа, могут быть способны к тщательному планированию и контролю своей деятельности, что помогает им добиться успехов в усвоении учебного материала.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В старшем школьном возрасте у детей происходит процесс формирования общей эмоциональной направленности , то есть закрепление иерархии тех или иных переживаний по ценности для самой личности. Б.И. Додонов выделяет 10 типов общей эмоциональной направленности личности:

1. Альтруистический тип . (Ценными являются эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания при осуществлении деятельности, которая, по мнению человека, полезна для окружающих.)

2. Коммуникативный тип . (Наиболее ценными чувствами для этого типа людей являются чувство симпатии. Расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности в процессе общения.)

3. Праксический тип . (В качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает стремление к намеченной цели, а также своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовлетворение от достижений на этом пути.)

4. Гностический тип . (Наиболее ценной эмоцией считается удовлетворение желания решить сложную познавательную проблему.)

5. Романтический тип . (Наиболее ценятся чувства таинственности, загадочности, осознание чего-то волнующего)

6. Пугнический тип . (Наиболее привлекательным для этого типа людей является опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней.)

7. Эстетический тип . (Более всего ценится чувство прекрасного, изящного, грациозного. Любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.)

8. Глорический тип . (Ценным является осознание всеобщей признанности, всеобщее восхищение качествами и свойствами личности, относящейся к данному типу.)

9. Акизитивный тип . (Наибольшей эмоциональной ценностью обладает удовлетворение от накопления чего-либо.)

10. Гедонический тип . (Этот тип людей ставит превыше всего наслаждение от удовлетворения органических потребностей: наслаждение от вкусной пищи, безмятежности, веселья, сладострастия).

Кроме того, в старшем школьном возрасте у человека формируются основы эмоциональной культуры личности, то есть «воспитанности» эмоций. К.Г. Изард главными характерными чертами выделяет следующий:

· Эмоциональная отзывчивость на все происходящее в окружающей действительности;

· Развитая способность понимать, ценить и уважать чувства и переживания других людей;

· Способность к сочувствию, сопереживанию;

· Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими людьми.

По мнению многих психологов, ведущими видами деятельности старшего школьника являются учение и труд. Однако, существует мнение, что главным видом деятельности в юношеском возрасте является профессиональная ориентация, основным мотивом которой считается стремление занять определенное место в обществе среди взрослых людей.