Как подготовиться к семейной жизни. Семья и семейные ценности Система ценностей семьи

  • Значение демографических тенденций для Великобритании
  • Проведение описательного исследования в популяции людей позднего возраста
  • Патологические изменения при деменции - болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона, болезнь с диффузными тельцами Леви и деменция
  • Болезнь Гентингтона, прогрессивный супрануклеарный паралич, паранеопластический синдром
  • Нейрохимическая патология нейродегенеративных расстройств
  • Предполагаемые связи между патологией нейронов и нарушением метаболизма белков
  • Нейротрансмиттерная регуляция активности корковых нейронов
  • Молекулярная биология и молекулярная генетика деменции
  • Молекулярная модель, лечение и молекулярная диагностика болезни Альцгеймера
  • Перспектива психиатрии позднего возраста, молекулярной биологии и молекулярной генетики
  • Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте
  • Оценка соматического состояния - сердечно-сосудистые заболевания
  • Оценка соматического состояния - заболевания органов грудной полости, желудочно-кишечные, опухоли
  • Оценка соматического состояния - цереброваскулярные заболевания
  • Оценка соматического состояния - неврологические знаки, старение и деменция
  • Оценка соматического состояния - эндокринные и обменные заболевания
  • Оценка соматического состояния - другие заболевания и состояния
  • Психофармакология - побочные эффекты антидепрессантов
  • Психофармакология - побочные эффекты ингибиторов моноаминоксидазы
  • Психофармакология - побочные эффекты противоэпилептических препаратов
  • Психофармакология - побочные эффекты седативных препаратов
  • Психофармакология - лекарственные препараты в лечении деменций
  • Психофармакология - изучение и исследование препаратов
  • Социальная работа - ограничения коммунальных служб оказания помощи
  • Разработка и использование инструментов для психологической оценки
  • Психоаналитический психотерапевт - психодинамическая групповая терапия, примитивные процессы
  • Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии
  • Семейная оценка
  • Общие положения в лечении людей позднего возраста и их семей
  • Специфические формы и лечебные средства терапии занятостью
  • Сенсорная стимуляция, адаптация, физическая активность
  • Общая медицинская практика и психически больные лица позднего возраста
  • Психически больные - врачи общей практики и специальные службы
  • Психически больные - возможности проведения исследований
  • Психиатрия позднего возраста в общесоматической больнице
  • Психиатрия в общесоматической больнице - эффективная консультация
  • Психиатрия в общесоматической больнице - депрессивное расстройство
  • Злоупотребление алкоголем среди пожилых пациентов общесоматической больницы
  • Юридические и этические вопросы, возникающие в общесоматической больнице
  • Страница 94 из 116

    Семейная оценка - процесс комплексный. Она рассматривает пожилых людей во взаимоотношениях с расширенной семьей и в социальном контексте. Она ставит своей целью установить, как семья и помогающие пожилому человеку лица влияют на него, на его заболевание или проблемы. Она также является основой определения, может ли и в какой мере семья быть источником сохранения или изменения предъявляемых проблем.
    Порядок процесса семейной оценки может различаться, но главные составляющие остаются теми же: проблема выявления, оценка семейных взаимоотношений и типов общения, оценка сети профессиональных служб и агентств и оценка более широкой социальной и культуральной обстановки.
    Оценка семейных механизмов преодоления проблем в системе PRACTICE
    Аббревиатура PRACTICE (Christie-Seely, 1984) означает инструмент оценки семьи, помогающий клиницистам рассмотреть проблему в ее совокупности.
    Предъявляемая проблема
    (Presenting problem) Р
    Роли и правила (Roles and Rules) R
    Эмоции (Affect) A
    Общение (Communication) С Время в жизненном цикле семьи
    (Time in family life cycle) T
    Заболевание (Illness) I
    Общество (Community) С
    Окружение (Environmental) E
    P - Оценка предъявляемой проблемы
    Это может быть само заболевание, его последствия (например, необходимость госпитализации) или его воздействие на других членов семьи (например, депрессия супруга или проблемы с поведением у внука).
    Оценка семьи начинается на практике с описания проблемы всеми членами семьи, каждого из которых можно поочередно попросить высказать свое мнение. Для сбора относящейся к делу информации клиницист расспрашивает каждого члена семьи о существующей проблеме и ее влиянии на каждого:

    1. Как каждый член семьи представляет себе проблему?
    2. Имеется ли согласие или несогласие по поводу того, что составляет проблему? Когда и кем она впервые была отмечена?
    3. Как влияет заболевание на каждого члена семьи?
    4. На кого оно влияет больше/меньше?
    5. Каково видение и объяснение проблемы каждым членом семьи?

    Выслушав отчет каждого члена семьи, клиницист может представить себе в целом картину влияния проблемы на всех членов семьи и дать возможность им напрямую обсудить ее друг с другом. Также можно поощрить их использовать собственный опыт решения проблем.
    R - Оценка семейных ролей и правил
    Острые или хронические заболевания одного из членов семьи могут изменять семейные роли или даже обращать их в противоположные. В случае тяжелого острого заболевания система медицинской помощи может взять на себя ведущие семейные роли, часто вступая в конфликт с ролью родителей. Для госпитализированного пожилого человека может стать чрезвычайно трудной необходимость справляться с новой системой правил, отличающейся от той, к которой он привык дома. Многим семьям сложно конкурировать с круглосуточной сестринской помощью, обеспечиваемой в больницах, в результате семья испытывает соблазн оставить пожилого человека в больнице или доме сестринского ухода на гораздо более долгий срок, чем это необходимо. Следующие вопросы помогают прояснить сложившиеся ранее и новые роли и правила в семье:

    1. Как семья (пере)распределила роли и функции?
    2. Кто испытывает напряжение от своей роли или предвидит его?
    3. Какова структура власти в семье?
    4. Как достигается согласие членов семьи, если они хотят выполнить что-нибудь по-разному?
    5. Пациент отрицает роль больного или злоупотребляет ею?
    6. Какова роль системы медицинской помощи? Как она помогает и/или блокирует семью?

    Задача клинициста - заставить членов семьи говорить открыто об изменении роли больного члена семьи и помочь им, если это необходимо, выработать новые краткосрочные и долговременные правила на период, который предстоит пережить. Иногда возникает необходимость провести встречу профессионалов и членов семьи и распределить роли различных помощников.
    А - Оценка эмоционального состояния

    Проявление эмоций людьми в значительной степени зависит от их личностных и культуральных особенностей. Во многих семьях острое или хроническое заболевание пожилого члена семьи сопровождается начальной фазой ошеломленного отрицания, сопровождающегося тревогой, надеждой и страхом и нередко значительным негодованием по отношению к заболевшему. При оценке эмоционального статуса членов семьи можно обратиться к нескольким аспектам:

    1. Какой ведущий эмоциональный тон в семье?
    2. Кто-нибудь контролирует настроение семьи?
    3. Кто в наибольшей/наименьшей степени способен говорить о чувствах?
    4. Все ли члены семьи способны выражать позитивные и негативные эмоции? Насколько это адекватно?
    5. Каков невербальный и паравербальный язык семьи?
    6. Как в прошлом семья относилась к болезни?

    Задача клинициста состоит в том, чтобы оценить и облегчить открытое выражение горя и способствовать тому, чтобы поделились другими чувствами.
    С - оценка общения
    Ясность общения - важный аспект не только для семьи, но и для бригады медицинской помощи. Клиницист может ставить перед собой задачу помочь своим коллегам передать понятную информацию семье и помочь семье задать важные вопросы и получить на них ответы:

    1. Кто с кем разговаривает? Кто для кого говорит?
    2. Кто, если таковой имеется, «семейный диспетчер»?
    3. Насколько прямым является общение между членами семьи?
    4. Кто кого блокирует и в чем?
    5. Каковы завуалированные сообщения (паравербальные и невербальные)?
    6. Насколько общение носит критикующий/поддерживающий характер?
    7. Когда общение становится путаным или путающим?

    Клиницист может захотеть оспорить правомерность «заговора молчания» относительно поставленного диагноза. Принимая во внимание возраст пациента и тяжесть его болезни, ему может понадобиться помощь в «приведении дел в порядок» и в том, чтобы заставить семью решить, как лучше использовать оставшееся время.
    Т - оценка периода в жизненном цикле семьи
    Жизненный цикл семьи обеспечивает основу для понимания затруднительного положения пожилых членов семьи и придает перспективу такому пониманию (Carter & McGoldrick, 1989). С этой точки зрения уход на пенсию, вдовство, статус бабушки или дедушки, болезни и зависимость - предсказуемые периоды. Когда молодой человек покидает дом, это создает условия для заботы о старших членах семьи. То, как семья справляется с переходными этапами, во многом зависит от системы, нарабатывавшейся годами, и от того, как эта система приспосабливается к потерям и новым требованиям. Успешное функционирование семьи нуждается в гибкости структуры, ролей и обязанностей при новом положении (Walsh, 1989). Для оценки семьи нужно выявить данные о прошлом и настоящем семейном функционировании.

    1. Какие значительные изменения в семье надвигаются или уже случились?
    2. Какое влияние оказывает заболевание на предвидимые изменения в структуре семьи?
    3. Как изменится жизнь семьи, если состояние больного станет лучше/хуже?

    I - Оценка истории болезни
    Взгляды семьи на болезнь во многом различаются, отражая социальные и культуральные ценности, которые повлияют на выбор семьей способа преодоления болезни. Значение, которое семьи придают симптомам болезни, должно исследоваться клиницистом с учетом культурального, образовательного уровня и личностных особенностей членов семьи:

    1. Каковы взгляды/страхи семьи в отношении старения/болезни?
    2. Кто (если таковой есть) чувствует себя ответственным за болезнь?
    3. Что думают о том, как распространяется болезнь?
    4. Как предыдущие поколения справлялись с поздним возрастом и обязанностями по уходу?
    5. Каково было здоровье в предыдущих поколениях и чем болели их представители?
    6. Каков настоящий и прошлый опыт взаимоотношений семьи с профессиональными медиками?

    Во многом систематизированную работу можно направить на социальную сеть, в которой находятся пожилые люди: часто даже одной беседы достаточно для мобилизации или подкрепления существующей системы поддержки (Pottle, 1984).
    С - оценка общественных ресурсов
    Больному в пожилом возрасте нередко требуется интенсивный уход дома или госпитализация. Сеть поддержки семьи должна решить, насколько целесообразно ведение больного в его «естественном» окружении. В этом случае расширенная семья (не проживающие с пациентом родственники) может играть важную роль, и клиницисту надо оценить семейные механизмы преодоления проблем: семейные связи и поддержка существенно влияют на здоровье.

    1. Хочет ли семья принять помощь со стороны или предпочитает справляться собственными силами?
    2. Кто и кем воспринимается как потенциальный лидер в оказании помощи?
    3. Какую роль могут сыграть расширенная семья и друзья больного?
    4. Какие другие структуры социальной поддержки имеются в распоряжении?
    5. В чем сила семьи? На какие известные стратегии преодоления проблем можно положиться?
    6. Какие можно найти альтернативные стратегии преодоления проблем?

    Здесь клиницист может поощрить семью продумать все «за» и «против» принятия помощи от расширенной семьи или из других источников.
    Е - Оценка факторов внешнего окружения
    Внешнее окружение, в котором живет сам больной и его семья, - важный фактор их здоровья: например, жилищные условия, финансовое состояние и профессиональная занятость, медицинские и образовательные возможности, религиозные связи с обществом и последний по порядку, но не последний по значимости - этнический фактор. Структура и взаимоотношения в семье в значительной степени зависят от культуры и очень важны для определения места пожилого человека. Сюда относятся разные представления о властных отношениях, половой роли, различиях между поколениями, а также различия в значении линейных родственников по сравнению с коллатераль-
    ными взаимозависимость ядерных семей, посещения и взаимопомощь в родственных отношениях (Markides & Mindel, 1987). Семьи во многом различаются своим отношением к внешним, внесемейным системам поддержки и тем, в какой мере они рассчитывают на оказание помощи исключительно силами семьи (Boyd-Franklin, 1989). То, что кажется разумным в одних культуральных условиях, может быть признаком неудачи в других.

    1. Что культурально приемлемо исходя из конкретной этнической принадлежности семьи?
    2. Насколько семья связана с местным сообществом?
    3. В чем сильные связи, а в чем семья чувствует изоляцию?
    4. Какова ситуация с финансовым обеспечением и профессиональной занятостью?
    5. Каковы жилищные условия, что за соседи?
    6. Испытывает ли семья расистские отношения?
    7. Какие общественные ресурсы имеются в распоряжении (например, группы взаимопомощи или церковные группы)?

    «Думающие семьи» также означает «думающие системы», и хороший семейный врач увидит влияние на здоровье семьи более широкого социального, культурального и политического контекста. Не принимать это в расчет означает подтвердить «патологичность» индивидуума или всей семьи и вследствие этого отрицать определенные патологические составляющие нашего общества.
    Концептуализировать системную семейную оценку можно как совокупность различных слоев, которые нужно все исследовать поочередно, но необязательно в каком-то определенном порядке. Использование системного семейного подхода означает рассмотрение пожилого человека в условиях его жизни. Это графически показано на рис. 16.1.
    Нередко клиницист проводит первую встречу с пожилым человеком наедине. В главе 8 описаны принципы и способы психиатрического обследования пожилого человека. Такие люди часто заявляют, что у них нет семьи, либо, что семья «не имеет значения». Если врач, не задумываясь, принимает такое объяснение, он может пропустить важную информацию и возможность использовать семью как источник помощи.

    Рис. 16.1. Условия, в которых находится пожилой человек
    При отсутствии (часто только временном) семьи можно провести семейную оценку «по доверенности». Это означает проведение расспроса таким образом, что будет представлена точка зрения других значимых лиц. Систематическая работа с индивидуумом включает постановку перед пожилым человеком ряда вопросов, которые прицельно фокусируются на его или ее взаимоотношениях с другими членами семьи (Jenkins & Asen, 1992). Это создает первое впечатление, насколько аспекты семейных взаимоотношений поддерживают текущие проблемы или способствуют им. Примерами таких вопросов могут быть следующие:

    1. Когда Вам очень плохо, кто из членов Вашей семьи или друзей может Вам помочь?
    2. Кто, если есть такой человек, по Вашему мнению, на самом деле не беспокоится о Вас?
    3. Как ведет себя «X», когда Вам очень плохо?
    4. Кто больше всего раздражается из-за Вашей забывчивости?
    5. Из всех людей, которые беспокоятся о Вас, от кого больше/меньше всего помощи?

    От оценки семьи к семейной психотерапии

    Часто довольно трудно определить, где заканчивается оценка и начинается терапия. При работе с семьей эта разделительная линия часто кажется искусственной: все оценки семьи выполняют потенциально терапевтическую функцию, а в каждом сеансе терапии есть элемент оценки. Одновременное присутствие членов семьи перед «нейтральным» клиницистом - само по себе уже значительное вмешательство. Метод проведения оценки не только ставит перед собой задачу получить ответы на вопросы, но генерирует новую информацию для больного и членов его семьи. Например, выслушивание мнений других членов семьи об определенных аспектах взаимоотношений с участником беседы вызывает у него мысли и чувства о том, например, что ранее он «был неправильно понят» или «разоблачен», что может привести к активной дискуссии и взаимодействию. Это само по себе может оказать терапевтический эффект, поскольку ставит под сомнение укоренившиеся представления и облегчает общение по вопросам, о которых обычно нельзя говорить. Хороший клиницист, как правило, определяет, когда семья сопротивляется обсуждению каких-то вопросов, и решает, насколько целесообразно попытаться продолжить дискуссию дальше либо отложить до следующего сеанса.
    Многие семейные терапевты просят всю семью посетить первый сеанс терапии, но на практике имеют дело с тем, кто появится. Нередко бывает так, что количество людей, пришедших на сеанс, возрастает от одного клиента до шести или десяти, включая членов расширенной семьи или лиц, причастных к жизни семьи. Например, женщина в возрасте за 80 лет вполне может прийти на сеанс с соседкой, которая в большей степени участвует в обеспечении ее благополучия, чем члены ее семьи. Тем не менее можно также выяснить и проанализировать, почему ее собственные дети не пришли. Иногда важно пригласить пожилого человека и кого-то из «причастных к его жизни лиц» для «дальнейшей семейной работы», а не для «семейной терапии» - этот термин может дополнительно подразумевать порицание. Других членов семьи можно вызвать письмом или телефонным звонком с объяснением, почему может оказаться желательным их присутствие.
    Хотя очень сложно, если не сказать невозможно, удовлетворительным образом разработать руководство по какой-либо форме психотерапии, мы попытаемся кратко осветить меняющиеся задачи и процесс семейной терапии с людьми позднего возраста. Первые стадии терапии часто проблемно- ориентированные. Считается особенно важным, чтобы разные члены семьи пришли к согласию относительно того, что относится к неотложным проблемам, которыми следует заняться в первую очередь. Это может занять некоторое время, поскольку нередко у каждого может быть свой распорядок задач. Фактически невозможность достичь согласия вполне может быть самой неотложной проблемой для семьи в целом: один сын может хотеть примирения и просто быть уверенным, что будущий год пройдет, по возможности, без стрессов, его сестра может чувствовать потребность свести старые счеты и воспользоваться возможностью рассказать матери все то, о чем она не могла сказать ей в течение последних 53 лет. Пожилые родители могут считать, что вся семья собирается для упорядочения их взаимоотношений с внуками и обеспечения их более регулярных встреч, в то время как у других членов семьи может быть мнение, что стареющая пара должна использовать сеанс терапии для того, чтобы раз и навсегда решить свои давние супружеские проблемы. Терапевт может испытывать соблазн вмешаться и «спасти» ситуацию, самостоятельно поставив задачи или определив направление, особенно если все обращаются к нему за «советом». Такой совет может рассеять конфликты на короткий период времени, но вряд ли приведет к построению семьей собственной стратегии решения проблем.
    Как только решены непосредственно предъявляемые проблемы, семья может приступить к рассмотрению более долгосрочных вопросов, с которыми ей еще предстоит справиться. Поэтому на нескольких первых сеансах может доминировать Миланская система круговых вопросов (Selvini Palazzoli et al., 1980) с добавлением приемов структуральной (Minuchin, 1974), стратегической (Herr & Weakland, 1979) и фокусированной на решении проблем (de Shazer, 1985) терапии. На более поздних стадиях терапии контекстуальная (Boszormenyi-Nagy, 1988), восстанавливающая (Рососк, 1995) либо направленная на предотвращение рецидивов (Asen & Tomson 1992) работа может стать более важной.

    Семейные психотерапевты структурного направления полагают, что оценивание семейных отношений неотделимо от вмешательства. Вместо того чтобы использовать диагностический инструментарий и проводить предварительные интервью (Aponte & Van Deusen, 1981), процесс оценивания интегрирован с психотерапией. Оценка паттернов взаимодействия в семье происходит по мере того, как психотерапевт формирует терапевтическую систему.

    Оценивая семейные отношения, психотерапевт пытается расширить концептуализацию проблемы. Семья склонна рассматривать проблему очень узко, сводя ее к алкоголизму или неуправляемому поведению ребенка. Члены семьи надеются, что психотерапевт избавит от симптома одного из них, идентифицированного пациента , не затрагивая паттерны взаимодействия в семье (Minuchin, 1974). Сторонники структурного направления, однако, склонны рассматривать идентифицированного пациента как свидетельство дисфункциональности семейной системы. Безусловно, психотерапевту следует обратить внимание на проблему идентифицированного пациента, но в то же время необходимо увидеть ее взаимосвязь с текущими взаимодействиями в семье.

    С. Минухин (Minuchin, 1974, р. 130) выделяет шесть основных аспектов оценки семейного взаимодействия. Он рекомендует психотерапевтам:

    1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействия и искать их возможные альтернативы.

    1. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.
    2. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям отдельных членов. Семьи располагаются где-то между двумя полюсами, на одном из которых условно находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувствительностью к действиям отдельных членов и заниженным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза.
    3. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.
    4. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.
    5. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного пациента для поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

    Психотерапевт оценивает семейное взаимодействие путем наблюдения за различными видами поведения. Ценную информацию можно получить, анализируя интонацию голоса, выражение лица, зрительный контакт с остальными членами семьи. Психотерапевту следует быть бдительным к тому, что кто-то из членов семьи мешает говорить другому, и в каких ситуациях это происходит. Кроме того, психотерапевт может поинтересоваться мнением остальных членов семьи относительно проблемы. На основании всей полученной информации выдвигается гипотеза о сути семейной проблемы и лежащей в ее основе структуре системы.


    Цели

    Выбор целей в структурной семейной психотерапии основывается на выдвинутой гипотезе о сущности проблемы и соответствующей структуре системы (Aponte & Van Deusen, 1981). Психотерапевт осуществляет непосредственное вмешательство с целью изменения паттернов взаимодействия в семье, а следовательно, и устранения усугубляющих проблему поведенческих последовательностей. Таким образом, целью структурной психотерапии является изменение паттернов трансакций. Эта цель является ближайшей и перспективной одновременно, определяя содержание психотерапевтической интервенции.

    Следующий пример иллюстрирует процесс выбора цели на основании структурной гипотезы. В нашем примере фигурирует неполная семья, состоящая из 36-летней матери и шестерых детей. Идентифицированным клиентом является 16-летний подросток, недавно вернувшийся из исправительного учреждения, где находился за кражу автомобильных покрышек. Семья проживает совместно с бабушкой по материнской линии с тех пор, как два года назад мать рассталась со своим вторым мужем. На первой же сессии проявился конфликт между матерью и 16-летним сыном. Бабушка пожаловалась, что мать плохо обращается с детьми. Мать сообщила, что до того, как они стали жить с бабушкой, старший сын оказывал ей значительную помощь.

    На основании информации, полученной в ходе интервью, психотерапевт формулирует три гипотезы:

    1. Матери необходимо определиться в своей роли.
    2. Мать и бабушка должны четко разделить между собой ответственность (сформировать границы) за воспитание детей.
    3. Матери и 16-летнему сыну следует обсудить свой конфликт, как двум взрослым людям.

    В соответствии с гипотезами сформулированы следующие цели:

    1. Мать должна взять на себя ответственность за воспитание детей.
    2. Бабушке следует подыскать себе занятие за пределами семьи.
    3. Мать и 16-летний сын должны прийти к соглашению и покончить с конфликтом.

    Краткий обзор способов оценки семейных отношений и выбора цели в структурной семейной психотерапии будет дополнен при дальнейшем обсуждении техники вмешательства.

    Дарина Катаева

    Семья дает человеку истинное состояние спокойствия и умиротворения. Она делает нас сплоченными и устойчивы к трудностям. Формирование личности ребенка начинается в семье, поэтому обстановка, которая царит в его доме в детстве, оказывает сильное влияние на его будущую жизнь. Но что такое ? Какие существуют традиции в некоторых семьях? И как определить свои семейные ценности?

    Что такое семейные ценности?

    Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.

    Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента и основы единства в браке влюбленные люди не смогут достичь, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Они позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не разрушают крепких и теплых взаимоотношений.

    5 традиционных семейных ценностей

    Для точного понимания, что такое семейные ценности, необходимо рассмотреть некоторые из них более обстоятельно. К главным относится:

    Это качество – основное в семейных отношениях. Его проявление отражается и на развитии других качеств. Существует много , и в семье находят яркое проявление родственная любовь и агапе. Они позволяют проявлять это качество, несмотря на что! Дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье.

    Порядочность.

    В вашей семейной конституции должное место должны занимать честность и доверие. Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение малыша – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Знайте границы дозволенного и не переступайте их.

    Главенство.

    У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. – это мужчина. Вы, как мудрая женщина, принимайте его положение даже в тех случаях, когда позиция супруга вам не совсем понятна. Это . Видя , ребенок будет понимать серьезность подобных поступков. У женщины тоже есть своя роль, не менее почетная. Она является хранительницей домашнего очага, следит за уютом в доме и воспитывает ребенка. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье.

    Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом. Благодаря правильному распорядку вы будете испытывать радость, станете более энергичным и избавитесь от .

    Уважение.

    Взаимное уважение – это основа брака и семьи. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.

    Как определить свои семейные ценности?

    Чтобы контролировать процесс установки положительных семейных ценностей и воспитания на них детей, делайте регулярную самопроверку. Она поможет здравым взглядом посмотреть на отношения в браке, вы увидите основные проблемы и слабые места.

    Проанализируйте поведение каждого члена семьи.

    Оценивать поведение следует и любимого человека, и ребенка. Родители устанавливаются фундамент, поэтому им стоит быть внимательным по отношению к себе. Оценивайте не только отношения между собой, но и в принципе в обществе. То, что дети рассказывают или делают в садике, это показатель всей семьи и наличия у нее определенных ценностей.

    Интересуйтесь личным мнением.

    Учите детей высказывать мнение по любому поводу, однако обращать пристальное внимание следует на то, каким образом они это делают. Если в манере разговора видна категоричность, это не является хорошим показателем. Видно, что и родители высказывают необоснованные точки зрения, не принимая ничего во внимание и не учитывая взгляды других.

    Обратите внимание, как каждый член семьи относится к окружающим.

    Оценивая отношение супруга к родителям, можно с полной уверенностью судить о том, как он будет относиться к своей жене. По дружбе детей видно, какие семейные ценности были привиты им с детства. Оценивайте каждый поступок членов своей семьи, чтобы затем видеть, в чем вам стоит улучшиться.

    Если в детстве закладывается фундамент семейных ценностей, в дальнейшей жизни они находят яркое отражение во время обучения и . Подумайте, что стоило бы изменить.

    Предпринимайте меры по изменению порядков в семье.

    Проведя личностную самопроверку и оценив истинное поведение детей и любимого человека, вы получите яркое представление о том, что следовало бы изменить, а на что стоит обратить свое внимание. Если ребенок обманывает родителей, подделывает подписи в дневнике, значит в семье не хватает честности и открытости.

    Семейные традиции

    В каждой семье есть ценности и традиции, просто мы можем не сосредотачиваться на их наличии и даже не задумываться над их существованием. Если вы, как родители, видите, что есть , постарайтесь найти причину и сделайте решение приятным для каждого.

    Отличный вариант – это установка семейных традиций, которые представляют собой принятые в семье нормы, порядки и обычаи. Некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится. Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.

    В каждой семье родители устанавливают разные традиции. Влияют на их формирование прошлое самих родителей и порядки, которые были в их детстве. Некоторые ориентируются на замеченные проблемы и думают об их исправлении.

    Семейные традиции: примеры

    Кушать ежедневно всей семьей. Кажется, что это элементарная традиция, но, на самом деле, она оказывает сильное влияние на каждого члена семьи. Во время регулярного ужина возникает обмен мыслями, мы рассказываем друг другу о прошедшем дне, можем понимать состояние сердца и жизнь детей и любимого человека. Если вы введете в свою семью такую традицию, вы будете сплоченными, едиными и небезразличными друг к другу. Для начала можно ввести хотя бы раз в день встречаться во время приема пищи.
    Раз в неделю или в месяц посещать своих пожилых родителей и устраивать совместный ужин. Необязательно, чтобы был какой-то повод для организации такого мероприятия. Видя ваше глубокое уважение к родителям, дети будут заряжаться подобным настроем и проявлять должное уважение и к вам.
    Просмотр семейного альбома. Думаете, печатные фотографии бесследно ушли в прошлое? На самом деле, это не так. Только вспомните, сколько приятных воспоминаний осталось в вашем сердце с детства, когда вы вместе просматривали фотографии родителей, наблюдали за их прошлым и вместе радовались пережитым мгновениям. Не лишайте своих детей такой же радости и удовлетворения, которое вы испытывали в детстве.

    Играйте! Знаменитая увлекательная игра «Лото» стала неотъемлемой частью традиций многих семей. Несмотря на длительное время существования, она не теряет своей популярности и актуальности. Если вас не привлекает «Лото», организуйте проведение другой, более современной игры, такой как «Alias» или «Пойми меня». Настольные игры располагают к открытому общению и веселому времяпрепровождению.
    Поделки. Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать . Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым или друзьям. Это дополнительный фактор в установке таких семейных ценностей: любовь, доброта, дружелюбие, щедрость.

    Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!

    Как изменились семейные ценности?

    Средства массовой информации навязывают нам взгляды и вещи, которые в действительности могут негативно отразиться на нашей жизни. До сих пор рекламодатели пользуются системой 12-го кадра, о чем мы, просматривая телепередачи и современные фильмы, и не задумываемся.

    Меняются и нормы в обществе. Если раньше брак и семья стояли на первом месте в жизни всех людей, то сейчас девочкам с детства прививают любовь к карьере, власти и высокому положению в обществе. Особенно заметными стали изменения, которые начали происходить с 1990 года. Это было началом сексуальной и феминисткой революции. Молодежь думает о свободе и и браке. Внебрачные сожительства считаются нормой, а однополые браки даже официально допустимые.

    28 марта 2014, 12:56

    В наше время, когда ослабевают экономические связи между членами семьи, а развод становится широко распространенным явлением, все большее значение для стабильности семейного союза имеют «чистые отношения» (термин Э. Гидденса) — межличностные отношения, основанные исключительно на взаимной эмпатии и чувстве удовлетворенности супружеством. Поэтому сегодня «взгляд большинства исследователей сосредоточен на утверждении брачной удовлетворенности как важнейшей движущей силы современных брачно-семейных отношений…» .

    В то же время следует отметить, что проблема семейного благополучия как производная от межличностных взаимоотношений в семье — далеко не нова. Достаточно вспомнить гениальный роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Осмысливая, от каких обстоятельств зависят супружеские отношения и как они влияют на жизнь и судьбу человека, классик отечественной литературы разделил все семьи на два типа — счастливые и несчастные — и выявил определенную формулу счастливой семьи.

    Однако в последние годы проблема межличностного благополучия в российской семье приобрела особую остроту и значимость. На наш взгляд, это связано, по крайней мере, с двумя важными обстоятельствами.

    Во-первых, вопрос о характере межличностных отношений в семье, который раньше относился к приватной сфере, в наше время обрел социальное звучание.

    Приведем некоторые факты. Статистика подростковых самоубийств свидетельствует, что 62% всех суицидальных действий подростками вызываются семейным неблагополучием .

    Качество семейных отношений непосредственно влияет и на здоровье детей. По данным социологических исследований, в семьях, где родители оценивают взаимоотношения как хорошие, 74% детей имеют «хорошее» здоровье, а в семье с конфликтными отношениями супругов — 53%. «Плохое» здоровье у детей отмечено в семьях с напряженными, неровными отношениями (64% против 33% в семьях с нормальными, спокойными отношениями родителей) .

    Во-вторых, «удовлетворенность семейной жизнью» влияет сегодня и на демографические показатели.

    Низкая удовлетворенность браком приводит к повышению уровня конфликтности семьи, а следовательно, к росту разводов и снижению уровня рождаемости. Результаты социолого-демографических исследований фиксируют, что «удовлетворенность семейной жизнью» является одним из факторов формирования репродуктивных установок россиян.

    Данные опроса РГСУ «Семья. Демография. Социальное здоровье россиян» показали, что группа респондентов, которых полностью устраивает их семейная жизнь, демонстрирует самые высокие репродуктивные предпочтения и ожидания: среди них самая большая доля тех, кто намерен иметь не менее 2-х детей (74,6%) и самые низкие доли тех, кто хочет ограничиться одним ребенком (22,8%).

    Самая большая доля людей, не планирующих иметь детей, отмечается в группе совершенно неудовлетворенных своей семейной жизнью. Среди них также зафиксирована и самая большая доля тех, кто планирует ограничиться только одним ребенком.

    В связи с вышесказанным является актуальным анализ изменений, произошедший в характере межличностных отношений в семье и удовлетворенности браком за последние двадцать, трагических для нашей страны, лет.

    Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что «мощный пресс разрушительных, деструктивных процессов в 1990-е гг. спровоцировал у россиян устойчивый рост неудовлетворенности различными сторонами жизни» .

    Однако для нас важно конкретизировать этот факт с точки зрения отношений в семье и выявить основные тенденции этого процесса, а именно:

    • что изменилось внутри семейного союза за прошедшие два переломных десятилетия?
    • уютно ли чувствует себя человек в семье и насколько он здесь счастлив?
    • как повлияло «лихолетье» девяностых на супружеское счастье?

    Необходимость ответов на эти и многие другие вопросы делает востребованным анализ факторов, влияющих на удовлетворенность брака.

    Оценка семейных отношений

    В 2008 г. Академический институт социальных исследований (АИСИ) РГСУ провел всероссийское исследование «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве». На основе единой методики и на двух разных контингентах опрошенных, представляющих население России, сравнивались результаты двух репрезентативных исследований образа жизни.

    Первое проведено в 1981-82 гг. Институтом социологических исследований (ИСИ) АН СССР (n 1 = 4584), второе — в 2008 г. АИСИ РГСУ (n 2 = 2017). Одним из параметров сравнения выступала субъективная оценка респондентами отношений в семье.

    В первом исследовании 1981-82 гг. респонденты оценивали семейные отношения через выбор одной из трех позиций: «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо».

    В исследовании 2008 г. россиянам предлагалось оценить отношения, которые в настоящее время складываются у них в семье, через выбор одной из четырех альтернатив:

    • «в нашей семье все любят и понимают друг друга»;
    • «семья у нас хорошая, но ссоры и конфликты, увы, не редкость»;
    • «радости в нашей семье мало, атмосфера напряжённая»;
    • «в нашей семье отношения зашли в тупик, нет согласия и мира».

    В нашей интерпретации первая оценка — отношения в семье «хорошие», вторая — «удовлетворительные», третья и четвертая — «плохие». Или так: первая позиция означает, что семья «счастливая», вторая — «конфликтная», третья и четвертая — «несчастная».

    Результаты исследования показали, что за период с 1982 по 2008 гг. субъективные оценки семейных отношений снизились. Если в советские времена около ¾ жителей (74,3%) оценивали отношения в семье на «хорошо», то в 2008 г. так ответили менее половины россиян (44,6%).

    Рисунок 1 — Оценка отношений в семье
    (в % к числу ответивших)

    Несмотря на снижение доли «хороших» оценок в 2008 г. по сравнению с 1982 годом, надо признать, что и в 2008 г. россияне довольно позитивно оценили отношения в своих семьях.

    В целом, «хорошими» и «удовлетворительными» их считает подавляющие большинство респондентов — 92,7%. И только 7,4% опрошенных дали неудовлетворительные (плохие) оценки.

    Почему же при столь позитивном оценивании семейных отношений в нашей стране такой высокий уровень разводов?

    Дело в том, что нельзя преувеличивать значение этого субъективного показателя. По мнению психологов, «отношение к собственному браку достаточно сложно и многозначно, кроме того, здесь более, чем где-либо действуют различные механизмы социальной желательности…» .

    Кроме того, удовлетворенность собственным браком или позитивная оценка брака — это лишь один из факторов стабильности семьи. В советские годы эстонский ученый Э. Тийт предложил математическую модель стабильности брака. В ней стабильность брака прямо пропорциональна трем фактором: высокой толерантности супругов, высокой связующей силе детей и удовлетворенности браком. То есть, «удовлетворенность браком» занимает только третью позицию в списке факторов, определяющих стабильность семейного союза.

    Следовательно, позитивная оценка собственного брака еще не гарантирует прочность семейного союза и невозможность развода.

    Факторы удовлетворенности отношениями в семье

    Удовлетворенность отношениями в семье зависит от множества факторов (мотивы вступления в брак, стаж семейной жизни, количество и возраст детей, личностные особенности партнеров и их совместимость, семейный доход и т. д.), которые дифференцируются по различным основаниям, например, семейные и внесемейные, брачные и добрачные, объективные и субъективные.

    В исследовании «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве» внимание сфокусировалось на анализе социальных факторов удовлетворенности семейной жизнью (отметим, что важны, безусловно, и психологические аспекты — любовь, совместимость партнеров, личные особенности членов семьи и т. д. , однако в данном исследовании они не анализировались).

    В результате удалось сделать интересные выводы о влиянии жилищных условий, материального положения супругов, состава семьи на оценку россиянами своих семейных отношений.

    Влияние жилищных условий

    Исследование показало, что известная поговорка «с милым и рай в шалаше» сегодня не работает. В современных условиях качество жилищных условий заметно влияет на характер межличностных семейных отношений, на удовлетворенность браком.

    Так, по результатам опроса 2008 года, самыми счастливыми оказались семьи с хорошими жилищными условиями. При среднем показателе «счастья» в 44,6% в группе респондентов с хорошими жилищными условиями этот показатель увеличился до 58,4% (рис. 2). При этом совокупная доля несчастных семей в этой группе составила 5,8%, что меньше среднего показателя.

    В группе респондентов с плохими жилищными условиями доля счастливых семей уменьшилась по отношению к среднему показателю до 36,8%, а доля «несчастных семей» увеличилась почти в два раза по сравнению с аналогичным средним показателем и составила 13,6%.

    Доля же «конфликтных» семей с удовлетворительными жилищными условиями заметно превысила долю «конфликтных» семей с хорошими жилищными условиями.

    Рисунок 2 — Оценки отношений в семье в группах с различными жилищными условиями
    (в % к числу ответивших)

    Квартирный вопрос остро стоял и в советское время. Но, в целом, советские люди достаточно высоко оценивали качество своих жилищных условий:

    • 44% респондентов в 1982 г. оценили свои жилищные условия на «хорошо»,
    • 43% на «удовлетворительно»,
    • только 13% на «плохо».

    Высокая удовлетворенность жильем у подавляющего большинства советских граждан была следствием двух основных причин:

    • государство предоставляло семье бесплатное жилье. При этом учитывался демографический состав семей, но не их доходы ;
    • отсутствие серьезного социального расслоения обуславливало невысокие требования граждан к качеству жилья, включая размер его площади.

    Результаты сравнительного анализа исследований образа жизни в 1981-82 гг. и 2008 гг., представленные в таблице 1, показывают, чтоситуация с жильем в постсоветское время только ухудшилась. Практика бесплатного предоставления жилья была сильно сокращена, а очереди на это жилье стали еще более долгими. До сих пор не могут получить жилье сотни тысяч семей, многие из которых стали на очередь еще в советское время .

    На фоне существенного уменьшения доступности в получения жилья, усилились притязания наших людей к качеству жилищных условий. В относительной близости с малогабаритными «хрущевками» появились невиданные в советские времена особняки и коттеджи, таунхасы и пентхаусы.

    Таблица 1 — Оценка жилищных условий респондентами в 1981-82 и 2008 гг.
    (в % к числу ответивших)

    Таким образом, дефицит жизненного пространства снижает удовлетворенность семейными отношениями, провоцирует ссоры и развитие серьезных конфликтов, а затягивание решения жилищного вопроса будет препятствовать улучшению демографической ситуации в стране.

    Влияние материального положения

    Не столь однозначно, как в случае с жилищными условиями, оказалось влияние материального положения супругов на оценку семейных отношений.

    Название мексиканского фильма, ставшего для нашего народа поговоркой, «Богатые тоже плачут» — вовсе не ирония. Результаты исследования 2008 года показали, что самые богатые семьи в России не являются самыми счастливыми. Напротив, 18,2% респондентов, которые обозначили свой имущественный статус как «деньги есть абсолютно на все», по нашей классификации относятся к «несчастным семьям», где радостей мало и атмосфера напряженная (рис. 3). Это в 2,5 раза больше, чем средний показатель.

    Этот вывод косвенно подтверждает парадоксальную зависимость между уровнем доходов и стремлением к разводу: чем богаче человек, тем больше такое стремление.

    Так, А. Б. Синельников, аргументируя данный тезис, пишет:

    «Из тех, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, идею о разводе поддерживают только 36%; одобряющих со средними доходами уже больше — 47% — это почти половина; но все рекорды побили бизнесмены — 61%« .

    Самыми же счастливыми, по нашим данным, являются не богатые семьи, а семьи с «достатком». Респонденты в данном случае оценивают свой материальный статус как «трудности могут возникнуть лишь при покупке квартиры». Это, скорее всего, те россияне, которых принято сегодня относить к среднему классу.

    В наши дни много говорится о роли среднего класса в формировании экономической и социальной стабильности нашего общества. Результаты исследования показывают, что средний класс в современной России может стать также основным носителем и созидателем семейных ценностей, позитивных стандартов семейно-демографического поведения.

    Рисунок 3 — Оценки отношений в семье в группах с разным материальным положением
    (в % к числу ответ ивших)

    Влияние состава семьи

    Следующим параметром, определяющим характер отношений в семье, является ее состав. Здесь самыми «несчастными» оказались супруги без детей, проживающие вместе с родителями. В таких семьях самый низкий процент (29,7%) хороших оценок отношений в семье и самый высокийпроцент (16,2%) отрицательных оценок.

    Основная причина низкой удовлетворенности в таких семьях — межпоколенный конфликт. Это достаточно распространенное явление, даже, можно сказать, типичное.

    По словам М. Вдовиной, в основе подобных конфликтов могут находиться противоречия следующих видов:

    • поколенческие (например, существенная разница в возрасте);
    • семейно-групповые (например, борьба за лидерство в семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции);
    • личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.);
    • иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) .

    Интересно, что с появлением у супругов детей межпоколенный конфликт сглаживается.

    Так, уже 41,2% супругов с детьми, проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как «в нашей семье все любят и понимают друг друга» (рис. 4).

    Вероятно, это связано с несколькими факторами:

    • с адаптацией к существующим жизненным условиям;
    • с рождением ребенка супруги переключаются на процессы воспитания, межпоколенный конфликт уходит на задний план;
    • возможно, члены семьи ощущают и пользу от совместного проживания поколений, которая заключается в возможности оказывать реальную помощь друг другу.

    Рисунок 4 — Оценки отношений в семье в группах с различным составом семьи
    (в % к числу ответивших)

    В ходе нашего исследования было установлено также отрицательное воздействие отсутствия одного из родителей на межличностное благополучие в семье. Доля хороших оценок отношений в неполной семье ниже среднего показателя и составляет 39,6%.

    В то же время показатель конфликтности в таких семьях — самый высокий — 56,5%. А ведь доля неполных семей у нас достигает уже 35%.

    Воспитательная и образовательная инфраструктура для семьи

    Социальные влияния на характер отношений в семье не ограничиваются описанными выше факторами. По-видимому, полноту и качество отношений в современной семье все больше будет определять также наличие современной развитой инфраструктуры для семьи, включающей сеть медицинских, образовательных, воспитательных учреждений, условий для семейного досуга и отдыха и т. д.

    В советское время была создана довольно хорошая система образовательно-воспитательной инфраструктуры, которая включала в себя ясли, детские сады, школы, учреждения дополнительного образования (Дома пионеров), спортивные секции. Отличительной ее особенностью была доступность (материальная и территориальная) для всех.

    По данным опроса 1982 г. значительная доля советских родителей (41%) имела «хорошие» возможности по определению детей в дошкольные учреждения и почти 40% — «удовлетворительные».

    Однако следует отметить, что некоторые проблемы с развитой сетью дошкольных учреждений сформировались еще до «перестройки». Так, около 19% родителей в 1982 г. (почти каждый пятый) оценивали как «плохие» возможности по устройству своих в детский сад.

    Сейчас ситуация лишь ухудшилась: на 6% сократилась доля родителей, оценивающих возможности по устройству детей в детские сады как «хорошие». Сегодня она составляет 35,6% (рис. 5). Одновременно, более, чем на 5%, увеличилась совокупная доля тех, кто оценивает свои возможности на «удовлетворительно» и «плохо». В 1982 г. она составляла 58,8%, сегодня — 64,4%.

    Рисунок 5 — Возможности для определения детей в ясли и детский сад

    Если ситуация с детскими садами по сравнению с 1982 г. ухудшились не очень заметно (примерно на 5-6%), то совсем иначе выглядит ситуация со школьным образованием. В 1982 г. подавляющее большинство родителей (78,2%) оценивали свои возможности для обучения детей как хорошие.

    Сегодня доля таких оценок сократилась до 28,5% (рис. 6).

    Падение на 50% — колоссальное. И это лишь один из плачевных результатов современной реформы системы образования в нашей стране.

    Рисунок 6 — Возможности для обучения детей
    (в % к числу респондентов, имеющих детей)

    Выводы

    Ограниченные возможности современной российской семьи по решению жилищных вопросов, дефицит развитой и доступной сети учреждений дошкольного воспитания, а также проблемы с обучением детей дают целый кластер негативных последствий для личности, семьи и общества.

    Жизнь в стесненных и убогих жилищных условиях, низкие зарплаты, проблемы связанные с устройством детей с сады и их образованием служат дополнительным источником стрессов, провоцируют семейные конфликты и неурядицы, а следовательно, способствуют разводам, сдерживают репродуктивные установки молодых родителей, то есть осложняют выход страны из сложной демографической ситуации. Вывод напрашивается сам собой.

    Меры семейно-демографической политики, которые в последние три года были приняты в нашей стране, безусловно, носят конструктивный и перспективный характер.

    Однако очевидно и другое. Для кардинального улучшения ситуации необходимо принять и активно проводить в жизнь дальнейшие эффективные меры государственной семейно-демографической политики, способные комплексно улучшить ситуацию в социальной сфере и обеспечить существенное улучшение демографического будущего нашей страны, нашего народа.

    Процесс ренуклеаризации семей и жилищная проблема // интернет-журнал «Демографические исследования», № 3 —
    .

  • Синельников А. Б. Семью губят… любовь и богатство // Аргументы и факты. 1995. № 28.
  • Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // интернет-журнал «Демографические исследования», № 4 —
    .